Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря.

Нет комментариев



Объем и точность словарного запаса ребенка обуславливают успешность его обучения в школе. Чем точнее и шире активный словарь ребенка (слова, которыми ребенок пользуется), тем легче пополняется пассивный словарь (слова, которые ребенок слышит, понимает, но сам не употребляет в речи), а из пассивного словаря слова значительно легче переходят в активный. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.

           Например, форма предмета: шляпка – модная шляпка (головной убор, небольшая шляпа); шляпка гвоздя (верхняя расширенная часть гвоздя); шляпка гриба (верхняя часть гриба, по форме напоминающая головной убор – шляпу); рукав — короткие рукава (часть одежды, покрывающая руку до кисти или до локтя); рукав реки (отделившийся от главного русла водяной поток); пожарный рукав (труба или кишка для отвода жидкостей, газов, сыпучих тел (спец.)). Слово в изолированном виде всегда воспринимается в своем основном значении, т.е. в том, в котором чаще всего и употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в сочетании с другими словами. Например: Дети играют в саду. — Сегодня играют молодые артисты. — Солнечные лучи играют на поверхности воды. В первом предложении слово «играть» имеет значение «резвясь, забавляться, развлекаться», во втором — «исполнять на сцене», а в третьем — «проявляться, обнаруживать себя каким-нибудь образом».

Глухой старик – основное значение «ничего не слышащий». Другие значения: глухой переулок (где прекращено движение, замерла жизнь); глухой лес (густо заросший, тихий); глухая стена (высокая, совершенно закрытая).

         Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.

         Знание широкого спектра значений многозначных слов помогает ребенку  понимать услышанное и прочитанное. В ситуации, когда ребенок не понимает значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.

          Так, например, при анализе текста встретилось словосочетание «золотой характер». Ребенок истолковал значение так: «богатый человек, у него много золота». Смысл рассказа при таком толковании остался ребенком непонятым.

          Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.

      Помогите ребенку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов.

Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребенка, ручка зонта. Ручка кастрюли. Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа и др.

     Помогите ребенку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания.

Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер; ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.

Для раскрытия многозначности слов важны упражнения на уровне словосочетаний, так как именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово.

Например: Привести машину в действие. План действий. Место действия. Вредное действие.

          В каждом из приведенных предложений существительное действие выступает в разных значениях.

Упражнения на дифференциацию значений слова

1.      Определите, в каких значениях употреблены выделенные существительные в данных словосочетаниях.

Образец

1.Пришить вешалку, вешалка на первом этаже.

 2. Время обеда, в наше время.

3. Домашний адрес, теплый адрес.

 4. Холодный вечер, торжественный вечер.

 5. Прокладывать дорогу, дать дорогу.

6. Идея романа, осуществить идею.

2.      Найдите словосочетания, в которых прилагательные сначала употреблены в прямом значении, а затем – в переносном.

-Железная решетка, железная дисциплина;

 -глубокая река, глубокое чувство;

-черный день, черный карандаш;

 -кислое яблоко, кислый вид;

 -малиновый цвет, малиновый звон.

3.      Определите, в каких значениях употреблены глаголы.

 время бежит (быстро проходит), бегут слезы (текут, льются). 1. Везти вещи, ему везет. 2. Жить долго, жить в деревне.  3. Дать книгу, дать задание. 5. Нести чемодан, нести ответственность.

Ключи: 1. Доставлять с помощью средств передвижения. Об удаче в чем-либо. 2. Существовать, находиться в процессе жизни. Пребывать, обитать где-либо. 3. Выкинуть. Прекратить. Направить. 4. Вручить. Поручить сделать что-либо. 5. Взяв в руки или нагрузив на себя, перемещать, доставлять куда-либо. Отвечать за что-либо.

4.      Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Придумайте с данными словосочетаниями предложения.

Образец: близкое расстояние – дальнее расстояние. Для хороших друзей дальнее расстояние не преграда. 1. Легкое упражнение, легкий труд. 2. Мелкий дождь, мелкая река. 3. Полный человек, полный стакан. 4. Свежая газета, свежий хлеб.

Ключи: 1. Трудный, тяжелый. 2. Крупный, глубокий. 3. Худой, пустой. 4. Старый, черствый.

5.      Замените глаголы(слова-действия) близкими по значению.

1. Достать тетрадь из портфеля, достать билеты в театр. 2. Завести мотор, завести собаку. 3. Идет автобус, идти на работу. 4. Открыть дверь, открыть собрание. 5. Передать письмо, передать содержание рассказа.

Ключи: 1. Вынуть, купить. 2. Привести в движение, приобрести. 3. Двигается, перемещается; отправляться. 4. Отпереть, начать. 5. Вручить, изложить.

Работа над многозначными словами расширяет и углубляет представление детей о лексическом значении слова, способствует совершенствованию их устной и письменной речи

Учитель-дефектолог Москалёва С.Л.

Views: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Использование скороговорок и чистоговорок для развития речиИспользование скороговорок и чистоговорок для развития речи

Нет комментариев


Дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения отличаются неусидчивостью, быстрой утомляемостью, снижением интереса. С помощью скороговорок и чистоговорок взрослый может легко установить  с ребенком  эмоциональное общение. Скороговорки и чистоговорки могут быть

Игры на развитие грамматического строя речиИгры на развитие грамматического строя речи

Нет комментариев


Огромное значение для полноценного общения ребенка имеет овладение грамматическими формами языка, ведь только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя