Игры на развитие грамматического строя речи

0 комментариев



Огромное значение для полноценного общения ребенка имеет овладение грамматическими формами языка, ведь только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью. У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения.

Для развития грамматического строя речи используют такие  дидактические игры:

— «Один-много» (работаем над образованием множественного числа существительного). Взрослый говорит: «У меня собака», а ребёнок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребёнок: «У меня чашки» и т.д.

 — «Кого увидели?» (учим использовать существительные ввинительном падеже). Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели…». Взрослый поочерёдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребёнок называет: зайца, медведя, белку, лису. Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели… огурцы, лук, свёклу и т.д.»

— «Кого (чего) не стало?» (упражняем в употреблении существительных в родительном падеже). Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребёнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.

— «Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже)Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его: «Белка идёт в гости … к зайцу. Жираф идёт в гости … к зебре» и т. д.

— «Большой зверь» (работаем над словообразованием). Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовём?» Ребёнок: «Котище (слонище и т. д.).

— «Кто у кого?» (образовываем название детёнышей с помощью суффиксов.)  Взрослый называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлёнок» (утёнок, волчонок, бельчоноки т.д.).

— «Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные)Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребёнок отвечает: «Деревянный». Задаём много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок –  какое? Суп из грибов – какой? и т.д.

 — «Чьё это?» (образовываем притяжательные прилагательные). Задаём следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребёнок отвечает: «Птичий». Можно ещё спросить, например, чья лапа у собаки – собачья, чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т.д.

  Поиграйте в эти несложные игры с ребёнком. Поверьте, что как бы усердно не работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более  длительной.

Views: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Словесные игры»«Словесные игры»

0 комментариев


Консультация для родителей Речь детей 5-6 лет значительно отличается от речи 4-5-летнего ребёнка. В норме в 6-летнем возрасте дети правильно различают звуки на слух, придумывают слова на заданный звук, выделяют

Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря.Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря.

0 комментариев


Объем и точность словарного запаса ребенка обуславливают успешность его обучения в школе. Чем точнее и шире активный словарь ребенка (слова, которыми ребенок пользуется), тем легче пополняется пассивный словарь (слова, которые