Объем и точность словарного запаса ребенка обуславливают успешность его обучения в школе. Чем точнее и шире активный словарь ребенка (слова, которыми ребенок пользуется), тем легче пополняется пассивный словарь (слова, которые ребенок слышит, понимает, но сам не употребляет в речи), а из пассивного словаря слова значительно легче переходят в активный. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.
Например, форма предмета: шляпка – модная шляпка (головной убор, небольшая шляпа); шляпка гвоздя (верхняя расширенная часть гвоздя); шляпка гриба (верхняя часть гриба, по форме напоминающая головной убор – шляпу); рукав — короткие рукава (часть одежды, покрывающая руку до кисти или до локтя); рукав реки (отделившийся от главного русла водяной поток); пожарный рукав (труба или кишка для отвода жидкостей, газов, сыпучих тел (спец.)). Слово в изолированном виде всегда воспринимается в своем основном значении, т.е. в том, в котором чаще всего и употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в сочетании с другими словами. Например: Дети играют в саду. — Сегодня играют молодые артисты. — Солнечные лучи играют на поверхности воды. В первом предложении слово «играть» имеет значение «резвясь, забавляться, развлекаться», во втором — «исполнять на сцене», а в третьем — «проявляться, обнаруживать себя каким-нибудь образом».
Глухой старик – основное значение «ничего не слышащий». Другие значения: глухой переулок (где прекращено движение, замерла жизнь); глухой лес (густо заросший, тихий); глухая стена (высокая, совершенно закрытая).
Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.
Знание широкого спектра значений многозначных слов помогает ребенку понимать услышанное и прочитанное. В ситуации, когда ребенок не понимает значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.
Так, например, при анализе текста встретилось словосочетание «золотой характер». Ребенок истолковал значение так: «богатый человек, у него много золота». Смысл рассказа при таком толковании остался ребенком непонятым.
Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.
Помогите ребенку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов.
Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребенка, ручка зонта. Ручка кастрюли. Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа и др.
Помогите ребенку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания.
Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер; ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.
Для раскрытия многозначности слов важны упражнения на уровне словосочетаний, так как именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово.
Например: Привести машину в действие. План действий. Место действия. Вредное действие.
В каждом из приведенных предложений существительное действие выступает в разных значениях.
Упражнения на дифференциацию значений слова
1. Определите, в каких значениях употреблены выделенные существительные в данных словосочетаниях.
Образец
1.Пришить вешалку, вешалка на первом этаже.
2. Время обеда, в наше время.
3. Домашний адрес, теплый адрес.
4. Холодный вечер, торжественный вечер.
5. Прокладывать дорогу, дать дорогу.
6. Идея романа, осуществить идею.
2. Найдите словосочетания, в которых прилагательные сначала употреблены в прямом значении, а затем – в переносном.
-Железная решетка, железная дисциплина;
-глубокая река, глубокое чувство;
-черный день, черный карандаш;
-кислое яблоко, кислый вид;
-малиновый цвет, малиновый звон.
3. Определите, в каких значениях употреблены глаголы.
время бежит (быстро проходит), бегут слезы (текут, льются). 1. Везти вещи, ему везет. 2. Жить долго, жить в деревне. 3. Дать книгу, дать задание. 5. Нести чемодан, нести ответственность.
Ключи: 1. Доставлять с помощью средств передвижения. Об удаче в чем-либо. 2. Существовать, находиться в процессе жизни. Пребывать, обитать где-либо. 3. Выкинуть. Прекратить. Направить. 4. Вручить. Поручить сделать что-либо. 5. Взяв в руки или нагрузив на себя, перемещать, доставлять куда-либо. Отвечать за что-либо.
4. Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Придумайте с данными словосочетаниями предложения.
Образец: близкое расстояние – дальнее расстояние. Для хороших друзей дальнее расстояние не преграда. 1. Легкое упражнение, легкий труд. 2. Мелкий дождь, мелкая река. 3. Полный человек, полный стакан. 4. Свежая газета, свежий хлеб.
Ключи: 1. Трудный, тяжелый. 2. Крупный, глубокий. 3. Худой, пустой. 4. Старый, черствый.
5. Замените глаголы(слова-действия) близкими по значению.
1. Достать тетрадь из портфеля, достать билеты в театр. 2. Завести мотор, завести собаку. 3. Идет автобус, идти на работу. 4. Открыть дверь, открыть собрание. 5. Передать письмо, передать содержание рассказа.
Ключи: 1. Вынуть, купить. 2. Привести в движение, приобрести. 3. Двигается, перемещается; отправляться. 4. Отпереть, начать. 5. Вручить, изложить.
Работа над многозначными словами расширяет и углубляет представление детей о лексическом значении слова, способствует совершенствованию их устной и письменной речи
Учитель-дефектолог Москалёва С.Л.
Views: 11